Цитата(blistograd @ 13.4.2010, 22:16)

вот и я о том же.
но это не аргументы для Бориса.
Серега (Р_С) копай глубже

Вот вам книга, изучайте. Правда при косом просмотре по диагонали я там про самообучение ничего не нашел

и написана она об более ранних контроллерах, но так полистать будет интересно, особенно тебе Андрюша, если ранее ты ее не видел...
Название книги:
ИНЖЕКТОРНЫЕ СИСТЕМЫ
АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ, ГАЗ и УАЗ
И ДИАГНОСТИКА ИХ
ПРИБОРАМИ НПП «НТС»
Вот цитата интересная из книги, стр 36:
Цитата
6. Повышенный расход топлива
Большой расход топлива при эксплуатации автомобиля, оснащенного ЭСУД, как правило, относят
к неисправностям электроники. Особенно если у соседа точно такая же машина очень экономно расходует
топливо. Расчет топлива в литрах на 100 км пути – привычная мера измерения экономичности. Вот только
как правильно это померить? Залейте бак бензина "под горловину" и откатайте все топливо. Отметьте для
себя пройденный путь в километрах. Снова залейте топливо в бак и определите, сколько топлива израсходо-
вано в литрах. Учтите:
• на некоторых заправках не доливают,
• качество топлива влияет на пройденный путь,
• отметьте для себя, в каком режиме вы эксплуатируете автомобиль: городской режим, трасса, прогретый
двигатель.
• стиль вождения во многом определяет экономичность двигателя.
Простой расчет: бак топлива в литрах (43л) * 100 км / на пройденный путь – даст представление о
расходе топлива. Если на баке вы проезжаете более 530 км, то это уже является хорошим показателем, и ди-
агностика системы управления вряд ли поможет снизить расход.
Замечания:
• Стиль вождения влияет на экономичность двигателя. Эффективная мощность двигателя достигается на
повышенных оборотах 3000 – 3500 об/мин. Но крутить двигатель в городе нужно лишь для того, чтобы
потом плавно двигаться на повышенной передаче с прикрытой дроссельной заслонкой. Электронное
управление дает такую возможность. Именно такое движение определяет минимальный расход топлива.
Максимальная экономичность достигается при движении на пятой передаче со скоростью 50 км/час.
• Правильно выставленный коэффициент коррекции СО (если он есть в составе системы) позволяет сни-
зить расход топлива в городском режиме на 0,8 л на 100 км.
• Если автомобиль эксплуатируется при непрогретом двигателе (короткие перемещения в городской чер-
те) и тем более в холодное время года, не нужно проверять расход топлива. В этом случае результаты за-
мера расхода топлива будут непредсказуемыми.
• Большое значение на экономичность двигателя оказывает его техническое состояние и техническое со-
стояние автомобиля: компрессия в цилиндрах, регулировка клапанов, состояние подвески, коробки пе-
редач и т.д.
• Разброс по характеристикам двигателей на отечественных автомобилях при прочих равных условиях
приводит к разным показателям их экономичности.
Сигнал с датчика массового расхода является основным для расчета топлива, которое система управ-
ления пытается подать через форсунки во впускной коллектор двигателя. Показания расходомера воздуха
пересчитываются по заданной характеристике в массу воздуха в единицу времени (массовый расход воздуха).
Текущие обороты двигателя, полученные с датчика положения коленчатого вала, позволяют перевести этот
расход в цикловое наполнение воздухом, т.е. определить массу воздуха, поступающего в цилиндр двигателя
за цикл его работы. Далее система управления определяет состав смеси, исходя из заданной (калиброванной
на заводе) двумерной таблицы в координатах цикловое наполнение/обороты двигателя. С помощью по-
следнего и рассчитывается масса топлива для цилиндра – цикловое наполнение топливом. Время открытия
форсунки и цикловое наполнение топливом связаны друг с другом линейной характеристикой форсунки.
Угол опережения зажигания выбирается по тем же правилам, что и состав смеси.
На весь этот простой механизм накладываются коррекции, позволяющие установить необходимый
состав смеси и угол опережения зажигания для:
• достижения требуемых ездовых качеств автомобиля,
• реализации требуемых режимов работы двигателя с учетом его теплового состояния
• реализации критериев токсичности, экономичности, бездетонационной работы и т.д.
При этом система рассчитывает мгновенный расход топлива (л/час) с учетом всех проводимых кор-
ректировок. Показания мгновенного расхода могут быть считаны с блока управления и переведены в расход
топлива с учетом пройденного пути. Маршрутные компьютеры имеют такую функцию.
Расход топлива, определяемый маршрутным компьютером, показывает, сколько топлива хотела по-
тратить система управления при эксплуатации автомобиля. Реальный расход может и не совпадать с этим
значением. Если искать причины повышенного расхода топлива в системе управления двигателем, то необ-
ходимо в первую очередь проверить подсистемы, не контролируемые электроникой – топливоподачу, на-
пряжение питания элементов системы, работу высоковольтной части системы зажигания, затем проверить
характеристики датчиков – датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика массового расхода, L-
зонда. Все остальные причины лежат, как правило, за пределами электроники в подсистемах двигателя и ав-
томобиля.
1. Система топливоподачи. Характеристика форсунки рассчитана на заданный перепад давления на входе
и выходе. Убедитесь, что регулятор давления работает правильно. Низкое давление в систем топливопо-
дачи, как и высокое, является причиной повышенного расхода топлива. Сделайте баланс форсунок и
убедитесь в приемлемых расходных характеристиках форсунок.
2. Убедитесь, что напряжение на форсунках соответствует бортовой сети автомобиля, и напряжение бор-
товой сети правильно измеряется блоком управления (время открытия форсунки рассчитывается с уче-
том напряжения бортовой сети). Проверьте работу генератора. Нестабильное напряжение влияет на
расходные характеристики форсунки.
3. Система охлаждения двигателя. Убедитесь, что двигатель прогревается за приемлемое время и датчик
температуры правильно отслеживает температуру двигателя. Проверьте питание датчиков системы. На-
пряжение на выходных контактах: питание датчиков и земля датчиков должно равняться 5В при вклю-
ченном зажигании.
4. Система зажигания. Пропуски воспламенения в одном цилиндре (например, из-за неисправности высо-
ковольтного провода) приводят к увеличению массового расхода воздуха для поддержания требуемой
мощности двигателя. Далее следует пересчет топливоподачи (см. выше), который в этом случае опреде-
ляет повышенный расход топлива по всем цилиндрам. При наличии L-регулирования в системе, несго-
ревшая в цилиндре топливно-воздушная смесь отразится на датчике L-зонд обеднением, которое в свою
очередь заставит систему увеличить топливоподачу по всем четырем цилиндрам двигателя. Взаимосвязь
системных параметров ЭСУД чувствительна к проблемам в системе зажигания.
5. Работа контура по L-зонду. Задача регулирования топливоподачи по датчику L-зонд состоит в получе-
нии стехиометрического состава смеси. Но этот состав не является оптимальным по критерию расхода
топлива. Сбои в системе управления двигателем, некачественное топливо, подсосы воздуха и работа са-
мого двигателя влияют на показания датчика. С одной стороны, L-регулирование позволяет выправлять
возникающие погрешности в системе управления, но, с другой стороны, стехиометрический состав мо-
жет достигаться только за счет повышенного расхода топлива. Необходимо проверить работу датчика
по выходным показаниям напряжения датчика при работе контура L-регулирования.
6. Самым сложным является проверка правильной работы датчика массового расхода. Необходимо прове-
рить входные выходные напряжения на датчике при включенном зажигании. С помощью тестера убе-
диться в допустимых показаниях датчика при работе двигателя. Если есть возможность, поставьте дру-
гой датчик и убедитесь, что ситуация не изменилась.
7. Если расход топливо увеличился одновременно с потерей динамических качеств автомобиля, то в пер-
вую очередь необходимо выполнить все проверки по механическим узлам двигателя.