далі буде "більше" -10..-20, холодний пуск, витрати на прогірв, підвищений знос, щотамще... почав копать в цьому напрямку.
варіантів вистачає(електро підігрів, автономні передпускові системи(webasto),...), але більше зацікавив варіант з тепловим акумулятором: "просто и со вкусом", суть:

"Принцип их работы заключается в том, что при работающем двигателе часть охлаждающей жидкости, нагретой до рабочей температуры, через систему клапанов накапливается в специальном изотермическом резервуаре, попросту говоря, термосе. Все это время температура антифриза в резервуаре поддерживается в определенном диапазоне: как только содержимое термоса остывает до некоего заданного значения, накопленная жидкость выпускается в рабочий контур, замещаясь более горячей порцией. Когда машина глушится, система клапанов закрывается, отсекая горячий антифриз от остальной системы до момента пуска двигателя. При запуске, содержимое резервуара специальным насосом выводится в малый контур системы охлаждения, подогревая при этом основную массу охлаждающей жидкости на 15-20 0С, и облегчая тем самым «холодный» пуск."
красиво ) - закачалась в термос гаряча ОЖ, зранку кнопку нажав - "залив" назад, в системі потепліоло - і фактично завів-поїхав.
+ ще на така стяття попалась(дата невідома)
хтось таке в живу в природі бачив?
Додано:
наприклад тут розписано принцип, ТТХ подібного апарату