Хотел покороче, но не получилось. Зато "в красках" и с картинками, чтобы повеселть публику
Итак, неделю назад в пятницу "ни с того, ни с сего" умолкает двигатель между 2-3 тыс.об., успев издать лёгкий звук металического цвета, загорается ошибка. Быстро включаю планшет, адаптер и вижу "мечту" обладателей "шестнариков" - "Ошибка датчика фаз" и "Высокий уровень датчика детонации".
Бросаю машину на дороге, маршруткой на работу, нахожу грязную куртку и опять к машине. Снимаю верхнюю крышку кожуха ГРМ и вижу- ремень целый. Выкручиваю свечу, вставляю длинный штырь, кручу коленвал и слежу за метками. Результат напрягает - ВМТ по штырю и по меткам расходятся градусов на 90 по повороту распредвалов, т.е., около 180 град. по повороту коленвала...Ремеь в одном месте надорван почти на половину ширины, в другом - продольный разрыв несколько сантиметров.
Договариваюсь с ближайшим спецом по калиновским двигателям (далее "друг №1), вызываю эвакуатор.При замене ремня выясняется, что полностью разрушен прилив на крышке масляного насоса, который как-бы прикрывает ремень снизу.Т.е., причина проблемы - посторонний предмет, как-то оказавшийся внутри кожуха и "затянутый" между ремнём и вышеупомянутым приливом. Затем этот предмет или обломки силумина попадают уже между ремнём и шестерней на коленчатом валу, ремень проскальзывает, и имеем те самые градусы.
В ближайшей лавке покупается китайский ремень, устанавливается. Коленвал прокручивается нормально, но померять компрессию нечем - девайса на месте нет. Принимается решение таки попробовать завести двигатель - подхватывает с пол-оборота, никаких шумов. Счастливый расплачиваюсь за замену ремня, еду домой, и тут проблемы таки начинаются. Когда двигатель прогрелся и ХХ упал ниже 900 об., мой любимый устойчивый ХХ превращается в дёрганье. Более того, при заводке на горячую машина схватывает и сразу глохнет, если не помочь дросселем...
Доехал таки домой, звонки ещё нескольким друзьям, и получаю жесткий единогласный вердикт:"Ездить - ни-ни, клапана таки подогнуло, ремонтировать ГБЦ". А ремонтировать то некому - выходные-праздники, всем не до меня, раньше вторника никто не берётся...
Собрал дед инструменты, подкупил запчастей, рассухариватель, полез в яму и под капот сам. Примерно шесть часов камасутры, и ГБЦ таки снята. Нагара в камерах и на поршнях я ещё в жизни столько не видел, но визуально - никаких следов контакта клапанов с поршнями... Проливаю - сухо в камерах, только один впускной чуть "вспотел"... У меня шок, недоумение - так куда же делся ХХ? Звоню "другу №2", у которого видел хороший набор измерительного инструмента, спрашиваю, что делать. Отвечает, что без замера клапанов ничего сказать не может. Везу ему в мешке ГБЦ, он проверяет клапана - по форме всё в идеале, но фаски широковаты и сёдла уставшие... И тут вспоминаю два момента и начинаю кое-что понимать. Во-первых, когда настраивал валы, играясь с перекрытиями, тоже получал неустойчивый ХХ и остановился на пределе, когда пара градусов смещения уже вызывала дерганье. Ну и во-вторых, прощаясь, "друг №1" как-то ехидно улыбнулся и бросил фразу "Если шо - я в гараже"... И ВМТ он при замене ремня устанавливал как-то совсем уж на глаз - без метки на коленвале, без приспособы с индикатором, а просто типа по метке на шестерёнке коленвала.И похоже, таки "промазал" на один зуб...Случайно? И шо теперь робиты? Запчасти куплены, ГБЦ снята, причём уже явно подуставшая... Прошу прирезать сёдла, поменять все клапана и сальники, уезжаю.
Куча денег потрачена, докупаю ещё динамометрический ключ, заказываю в Днипре небольшую порцию локтайта за каких-то 75 грн + 40 грн доставка. Ключик обходится 583 и тоже 40 за доставку из интернет-магазина в Киеве.
На следующий день забираю ГБЦ и тут начинаю уже получать удовольствие. Во-первых, никогда не видел такой чистой ГБЦ, а во-вторых, вкручивать болты в люмин при наличии такого ключика - просто кайф. Ключ как раз перекрывает весь требуемый диапазон моментов кроме болтов М6 крышки головки. После покупки был проверен на стенде для поверки - погрешность +2Нм во всём диапазоне.
Но не обошлось и без "дёгтя". Внутренная часть кожуха ГРМ сборщиком двигателя при замене блока была присобачена абы как - одного нижнего болтика с распорной втулкой и резинками вообще не было, для самого верхнего была вырвана резьба в ГБЦ, и болтик был просто вклеен во втулку для антуража. Это уже не говоря о том, что нижняя часть крышки кожуха давно надломана, и там есть дёрочка шириной примерно 1см... А "полусекретные доработанные супер поршни от Гранты" оказались просто безвтыковыми СТК гр.Е с глубокими цековками и вытеснителем для 126-го двигателя... И какая у меня степень сжатия с головкой от 1,4 я даже не знаю...
В сухом остатке потрачено значительно больше 6000 грн., неделю машина была на приколе, имею перебранную ГБЦ. Осталось решить вопросы крепления кожуха ГРМ, поменять ремень на нормальный и ответить себе на вопрос - ну можно ли хоть кому-то доверять ремонт машины? Ведь практически все халтурят и просто пытаются развести тебя на бабки... И хорошо, что это всё произошло, когда в заначке были деньги, и не пришлось жене объяснять, сколько стоит такой ремонтик...
Ну и обещанные картинки:
А теперь ваша очередь, господа, поизголяйтесь над дедом