В ответ на просьбы тудящихся повторю для ленивых от себя то, что проходилось в автошколе, можно найти в умных книжках и в инете. Сразу оговорюсь, что для понимания прийдется вспомнить немножко физику в части законов Ньютона и законов трения.
Итак, движущийся автомобиль за счет инерции старается сохранять прямолинейное движение. Чтобы заставить его повернуть, нужно либо подтолкнуть переднюю ось в сторону поворота, либо заднюю ось в противоположную, либо совместить оба процесса. Обычно подталкивается передняя поворотом руля. Необходимое усилие создает дорожное покрытие через силу трения в пятне контакта с передними колёсами. С момента начала поворота на автомобиль начинает действовать центробежная сила, препятствующая изменению направления движения. И автомобиль может продолжать поворот и уменьшать радиус до того момента, пока передние колёса за счет трения покоя в состоянии обеспечивать усилие сцеплениея с покрытием не меньше, чем увеличивающаяся центробежная сила. Как только эта граница будет перейдена, центробежная сила "сорвёт" переднюю ось, и с этого момента авто будет дальше сунуться по прямой, не реагируя на увеличение угла поворота руля/колёс. Вот это и называется СНОС. Процесс описан для заднеприводного авто, и сносу подвержены все, независимо от привода. Но больше "страдают" переднеприводные, т.к. кроме борьбы с центробежной силой бедненькие передние колёса должны ещё и обеспечивать тягу. И соответственно, чтобы всё было хорошо, сила трения должна справляться с суммой (равнодействующей) центробежной и тяги. В заднем приводе передние колёса о тяге вообще не задумываются, а в полном тяга распределена между передней и задней осями и её вклад для каждого колеса поменьше.
Теперь о ЗАНОСЕ. Опять начинаю с заднеприводного. Едем себе, едем, начинаем поворачивать. Возникает центробежная сила, с ней борются в начале передние колёса. Потом она появляется и на задних. Но задние ещё и создают тягу, и преодолевают возникающим при повороте передних лобовое сопротивление, о котором ранее не говорилось. И когда равнодействующая этих сил превышает силу трения, происходит занос - срывается наружу задняя ось и машина поворачивается на больший, чем нужно, угол. Т.е., при сносе машина недоповорачивает, не хочет выполнять поворот, а при заносе "переповорачивает" и переходит к вращению вокруг передней оси. Наиболее подвержены заносу заднеприводные авто, наименее - переднеприводные. Но и они, переднеприводные, тоже могут срываться в занос, если сила трения задних колёс оказывается меньшей, чем у передних. Когда это происходит? Здесь необходимо кое-что вспомнить о законах трения.
Вспоминаем, что сила трения F - это та сила, которую надо приложить к лежащему на поверхности телу весом P, чтобы заставить это тело скользить по этой самой поверхности. А коэффициент трения - это отношение этих сил, причем в первом приближении он постоянен и не зависит от веса тела. Правда, чтобы сдвинуть тело, приходится приложить силу побольше, чем потом для поддерживания равномерного скольжения. Поэтому различают коэффициент трения покоя (он больше) и скольжения (он меньше). Здесь хочу всем пожелать всегда оставаться в рамках коэффициента трения покоя
И именно за счет разности этих коэффициентов скольжение после срыва продолжается какое-то время, несмотря на то, что при скольжении скорость сразу падает, и можно было бы ожидать его быстрого прекращения.
Как бороться с этим всем? Лучше всего - привентивными мерами. Безопасная скорость, хорошая резина. Это в принципе позволяет вообще избежать конкретного знакомства со всякими неприятностями. Но зимой мы можем попасть в ситуацию, когда характер покрытия неожиданно меняется, а скорость погасить не успели. Что делать тогда? Главное не паниковать, а вспоминать законы физики и пытаться их использовать
Ведь всё элементарно
Сносит переднюю ось - пригрузи её, сместив вперёд часть веса авто. Как переместить вес? Подтормаживанием, сбросом газа. Ведь все знают, что при любом торможении машина приседает на передние колёса. Почему не воспользоваться? Дополнительно довернуть можно и ручником - при торможении задняя ось разгрузится, сила трения уменьшится, а заблокированные колёса вообще начнут скользить наружу с меньшим коэффициентом трения скольжения, доворачивая машину
Занесло заднюю? Значит больше пригрузились передние. Поверни их в сторону заноса, им катиться станет легче, а задним по мере развития заноса, наоборот, скользить боком будет всё труднее и машина выровняется. А если ещё при этом и перенести больше веса на задние, нажав на газ, то вообще песня
Или кто-то не знает, что при разгоне машина приседает на заднюю ось?